Искусственный интеллект:  от прогнозирования заболеваний  до улучшения медицинской помощи

Искусственный интеллект: от прогнозирования заболеваний до улучшения медицинской помощи

Мы находимся на ранних этапах так называемой четвертой промышленной революции. Определяющими станут новые технологии, которые возникают на пересечении цифрового, физического и биологического миров.

Наступают необычные времена, по мере развития технологий и расширения доступа к источникам данных у нас появятся невероятные возможности для оказания помощи пациентам и обществу в целом.

Мы уже видим взрывной рост объема данных. По некоторым оценкам, каждый день в сфере здравоохранения создается 750 тысяч терабайт данных.

Чтобы изучить и использовать эту информацию, нам нужно применять технологии искусственного интеллекта и машинное обучение при обработке данных реальной клинической практики. Сбор данных, связанных с состоянием здоровья пациента и оказанием медицинской помощи, выполняется постоянно. Данные могут поступать из различных источников, таких как электронные медицинские карты, страховые случаи, данные геномных исследований и медицинских приложений, портативных и других биометрических устройств. Благодаря этой информации мы можем получать все больше значимых доказательств из реальной клинической практики. Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (от англ. Food and Drug Administration, FDA) называет данные реальной клинической практики «клиническими доказательствами использования, а также потенциальных пользы или рисков медицинского продукта, полученными в результате анализа, собранных в условиях рутинной клинической практики1».

Вокруг данной области много разговоров и информационного шума. Тем не менее, если не принимать во внимание этот ажиотаж, уже сейчас мы видим примеры того, как эти технологии могут приносить пользу, какой потенциал будущих открытий они в себе несут. Мы видим практическое участие со стороны регуляторных органов, таких как FDA и EMA (от англ. European Medical Agency, Европейское агентство по оценке лекарственных средств), которые работают над этой темой, освещают ее и выпускают рекомендации о потенциальной роли и пользе данных реальной клинической практики в процессе разработки лекарственных средств и в деятельности после их регистрации.

Применение новых технологий в клинических исследованиях

Мы в Bayer изучаем эти технологии и экспериментируем с ними в разных направлениях, чтобы лучше понять их возможности. При этом мы получаем новые знания, развиваем партнерские отношения и улучшаем результаты для пациентов.

Источники данных реальной клинической практики служат основой для проведения клинических исследований, а также применяются для лучшего обоснования дизайна исследования и его осуществимости. Мы поддерживаем проведение рандомизированного исследования в Скандинавии, основанного на данных регистра для того, чтобы получить достоверную информацию, касающуюся пациентов, получающих новые пероральные антикоагулянты. Также вместе с партнерами мы изучаем технологии для децентрализованных (виртуальных) клинических исследований, которые проводятся с помощью телемедицины, доставки на дом материалов для клинического исследования, электронной формы информированного согласия, использования портативных устройств и мониторинга данных в режиме реального времени 24/7. Это позволит пациентам принимать участие в исследованиях, не нарушая привычный уклад их повседневной жизни, и даст возможность проводить клинические исследования быстрее, с меньшими затратами и большим вниманием к пациентам.

Также мы используем комбинацию данных и решений, полученных с помощью искусственного интеллекта, чтобы лучше изучить заболевание и стратифицировать соответствующие популяции пациентов. Для этого мы активно сотрудничаем с внешними партнерами по направлениям сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний – например, с институтом BROAD. Сегодня ни одна компания не может рассчитывать только на свои ресурсы, а для успеха необходимо партнерство и сотрудничество.

Новые технологии могут быть впечатляющими, но в центре внимания здравоохранения должен оставаться пациент. Медицинская помощь будет становиться все более персонализированной, так как у каждого пациента есть особые, часто уникальные проблемы. Если мы в меру своих возможностей будем применять новые технологии, то это позволит поставить пациентов в центр всех решений, касающихся их здоровья – сочетание технологий и человечности.

1. US Food & Drug Administration. Real-world evidence.

Автор

Д-р Майкл Девой

Д-р Майкл Девой

Член исполнительного комитета дивизиона Pharmaceuticals Bayer AG, главный медицинский директор